Lola (lolka_gr) wrote,
Lola
lolka_gr

Алекс Тарн, "Книга"


Эту книгу я долго откладывала "на потом", не хотела читать подряд несколько книг Тарна, чтобы не приелось. Заранее ожидала чего-то потрясающего.
И действительно, книга, по крайней мере две трети романа, привела меня в полный восторг.
Как всегда у Тарна, две переплетающиеся сюжетные линии, одна в настоящем, в Израиле, с небольшим экскурсом в недалекое прошлое, в предперестроечный Ленинград, а вторая - в Древней Иудее.
ОЧЕНЬ богатый язык:
"Они были своими в этом неприветливом, трудном для человека куске мира, в этом невозможном соединении выжженных до каменной кости гор, бесплодных солончаков и серебрящейся поверхности ядовитого мертвого моря, где вместо плещущей веселой воды медленно колышется маслянистая, адская, серная жижа. Иудейская пустыня, край земли, дно Творения, раскаленная сковородка человеческой души..."

Русский израильтянин Сева хоронит погибшего в аварии старого друга, который всю жизнь занимался поисками истины и правил, а последние несколько лет работал на археологических раскопках в Иудейской пустыне. Там он, как впоследствии выяснилось, сделал необыкновенное открытие: нашел в пещере древний кумранский медный свиток, который датировался периодом возникновения христианства. И тут начинаются мистические события: все, кто касаются этого свитка, погибают. Кто-то в аварии, кто-то от руки террористов или в природной катастрофе. Сева берет себе на память о друге его записную книжку с копией свитка, и таким образом, оказывается вовлеченным в эту историю.
А свиток, как оказывается, рассказывает о том, как на самом деле появилось христианство.

Об этом говорится во второй части романа от лица непосредственного участника событий, горшечника бар-Раббана, который в грандиозной мистификации под названием "рождение новой религии" играл роль Христа. Этот план был придуман двумя братьями, Шимонон и Йохананом, известными в истории как апостол Петр и Иоанн Богослов, для того, чтобы сохранить Книгу, положив Ветхий Завет в основу религии, которая будет популярной и распространится по всему миру. Они придумали сказку, населили ее персонажами, которые должны были понравиться всем, наделили постулатами о милосердии и прощении грехов, которые были обречены на успех, раскрасили в яркие ярмарочные цвета и тщательно спланировали появление "божьего сына", его страдания, смерть во искупление и воскрешение. Написано, кстати, довольно достоверно. Думаю, что многие легенды появлялись именно такие образом.
В этой части еще больше, чем в других романах Тарна, заметны "цитаты" из Булгакова. И тут меня впервые "цепануло" небрежное обращение автора к языку эпохи: очень уж современным языком разговаривает древний горшечник, чуть ли не сленгом. Правда, сюжет был закручен так лихо, что это не очень мешало. Не знаю, сам ли автор придумал эту потрясающую версию, или действительно существуют похожие исторические гипотезы, в любом случае, чтобы написать такое, надо было перелопатить кучу исторического материала.

А затем в третьей, опять же современной части, все сдулось, как воздушный шарик, сплошная мистика, непонятные ходы, неувязки... Как будто ему надоело писать. Даже мистический сюжет должен иметь какую-то внутреннюю логику и завершенность, а тут клочья какие-то, совершенно между собой не связанные.
Если бы книга закончилась второй частью, она бы от этого только выиграла, я думаю.

И кроме того, я увидела здесь смешение жанров, что ли. С одной стороны - исторический роман, который снимает с религии все мистические покровы и представляет ее даже не возникшей стихийно из каких-то легенд, а конкретной мистификацией, запланированной конкретными людьми с определенной целью: продать человечеству монотеизм, завернув его в красивую обертку. А с другой стороны - жанр дешевой мистики, где непонятная таинственная сила убивает кого ни попадя. Не мой репертуар, честно говоря. Как-то прочитала похожую книжонку, где проклятие египетских мумий убивает археологов, которые посмели раскрыть гробницу, но я этот сюжет восприняла как комедию. А обычно я такое не ем.
Я все ожидала, что убийства разъяснятся заговором церкви, или еще чем-то подобным, а тут просто все нестыковки сюжета замазались "тайной силой"... Дешево, IMHO.
У меня, как всегда, ассоциация с картиной: серьезная живопись какого-то средневекового мастера, украшенная пошлыми розовыми сердечками.
Если бы мне так не понравилась историческая часть романа, я бы не так сильно разочаровалась...


Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments