Lola (lolka_gr) wrote,
Lola
lolka_gr

Categories:

Музей искусства ислама, Иерусалим

Наверное, надо было, чтобы перекрыли намертво полеты за границу, чтобы я наконец-то пошла во все израильские музеи, куда собиралась многие годы, и все руки (или ноги) не доходили.

Искусство ислама меня не очень вдохновляет, но почему-то именно там выставлена совершенно уникальная коллекция часов сэра Дэвида Саломонса.

Приехали мы в музей (по дороге я раз двадцать безуспешно пыталась дозвониться в кассу, чтобы проверить, что музей случайно не закрыли, у нас сейчас все может быть). На входе засушенный русский старичок-охранник померял нам температуру и предложил, если вдруг мы что-то не поймем, позвать его и он все объяснит. На фига нам объяснения охранника? - самонадеянно подумала я. Даже если он и выглядит очень интеллигентно и напоминает мне Мудрого Сверчка из фильма про Буратино, если б у Сверчка могла быть кипа седых волос.

Музей нас поразил сразу же своим ухоженным и музейным видом. Особенно это чувствовалось по сравнению с посещенным неделю назад Рамат-Ганским. Тут была идеальная чистота, большие, отлично освещенные залы, все подписано и объяснено (даже если я и никогда не читаю объяснения, меня всегда возмущает их отсутствие), большие экраны и стенды.



Для начала мы просмотрели фильм о краже безумно дорогой коллекции. Абсолютно ничего не поняли. Вдруг к нам подошел Мудрый Сверчок и предложил объяснить.
Да, и здесь не обошлось без детективной истории.

[Опять детективная история]В 1983 году, одним прекрасным утром, сотрудники музея обнаружили, что решетки на одном окне срезаны, ситемы безопасности отключены, а более 100 редчайших предметов из коллекции семьи Саломонс (только часы Марии-Антуанетты стоят сейчас более 25 млн евро) бесследно исчезли.
Полиция начала расследование. Под подозрение попал дерзкий и умный вор, который и раньше совершал громкие кражи, Нааман Диллер. Но он предоставил полиции паспорт (как потом оказалось, поддельный) и доказал, что во время совершения кражи его не было в Израиле.
Более двадцати лет расследование не сдвинулось вообще, как вдруг, в 2006 году в полицию поступил звонок.
Оказалось, Нааман Диллер умер в 2004 году, и буквально накануне смерти рассказал своей жене о том, что когда-то он похитил коллекцию драгоценных часов. Часы он распихал по банковским ячейкам в США и Европе, часть хранилась в винном погребе в Рамле. Большие экспонаты он разобрал, предварительно записав подробные инструкции по сборке. Часы для отвода глаз хранились в упаковках от сладостей, лекарств и игрушек. На стенде собраны отмычки, упаковки и инструкции по сборке.


Через два года жена Диллера анонимно обратилась к адвокату и через него к оценщику антиквариата, а тот, моментально узнав уникальные экземпляры, позвонил в полицию.
Конечно, многие бесценные экземпляры пострадали, и специалисты реконструировали их в течение трех лет.

И вот теперь выставка открыта для посещений.


Потом Мудрый Сверчок повел нас смотреть саму коллекцию, а мы уже безропотно пошли за ним, как за гамельнским дудочником.
Коллекция теперь хранится в бронированной комнате, во избежание. Оформлена она так, что дух захватывает. В абсолютной темноте в витринах сверкают искусно подсвеченные, абсолютно уникальные шедевры. Кураторам выставки удалось представить их в современном и наиболее выигрышном виде.


Коллекия часов и механических инструментов английского адвоката еврейского происхождения сэра Дэвида Саломонса считается одной из самых редких и замечательных коллекций своего рода. Все экземпляры были изготовленны в единственном экземпляре. Дочь коллекционера, Вера Брайс Саломонс, решила передать семейную коллекцию в музей, который она основала в шестидесятых годах прошлого века.

В коллекции более 200 сложнейших экземпляров часов и других аппаратов, в основном изделий 18-го и 19-го веков: музыкальные часы и шкатулки, часы, встроенные в веер, пудреницу и флакон для духов, астрономические часы, отличающиеся эстетикой и сложными механизмами, караманные и переносные часы, часы с самозаводными механизмами, совершенными по меркам того времени, настольные и переносные "каретные" часы и даже научные инструменты-хронометры.

Сверчок водил нас по выставке минут сорок, увлеченно и подробно рассказывая о каждом экспонате.

Оригинальный заводной механизм, работающий на системе грузиков, встроенных в часовой. Часы поднимались на самый верх наклонной плоскости, и они в течение недели скатывались на опеределенный отрезок.

Обычные часы, совмещенные с астрономическими,

спрятанные в ручку веера,

встроенные в украшения, карманные на цепочке...

встроенные во флакон духов, украшенные майоликой, играющие музыку по типу музыкальной вкатулки, с "пластинками" в сантиметр длиной...

"дипломные работы" по окончанию многолетнего обучения часовому искусству

множество часов фирмы "Брегет"



часы, встроенные в ручку декоративного пистолета...



Настольные часы, сделанные на заказ для Наполеона Бонапарта, у них наверху есть специальные пазы, в которые можно вставлять карманные часы для завода от пружины больших



Жемчужина коллекции - часы, заказанные у Брегета для Марии Антуанетты (ей уже не довелось их получить, они были закончены после ее казни)

[Подробно о часах Марии-Антуанетты, с сайта музея]
Что делает поклонник королевы, желая преподнести ей подарок? Заказывает для неё часы у легендарного мастера Абрахама-Луи Бреге. Эти часы стали одним из самых знаменитых и дорогих экземпляров в мире и даже были прозваны "королями часов". Это шедевр технологии и дизайна, работающий на "вечном" механизме с автоматическим подзаводом, уникальном новшестве 18-го века. Часы были заказаны (без ограничения стоимости и длительности исполнения заказа) в 1783-ем году, но работа над ними продолжалась более сорока лет. Они были выпущены лишь в 1827-ом году, много лет спустя после гибели Марии-Антуанетты во время Французской Революции и даже после смерти самого Бреге.

823 детали- из золота и сапфиров

Чем прославились часы, ныне находящиеся в коллекции Музея Исламского Искусства? Корпус часов, диаметр которого 60 миллиметров, изготовлен из розового золота. Прозрачные покрытия сделаны из хрусталя, и сквозь них видны сложнейшие, отполированные деревянными инструментами, механизмы. Сам уникальный механизм включает в себя 823 детали, изготовленные также из золота, вороненой стали и даже из сапфиров, которые предотвращают распространение статического электричества. Часы оснащены вечным календарем и минутным репетиром, который по желанию владельца может отбивать часы, четверти часа и минуты. Полный календарь указывает год, дату, день недели и месяц. Указатель уравнения времени показывает ежедневную разницу между солнечным и реальным временем. «Скачущая» часовая и минутная стрелки закреплены в центре, в то время как, большая секундная стрелка, предшественница хронографа, закреплена отдельно. Рядом с биметаллическим градусником находится также индикатор 48-часового запаса хода.

Сегодня множество этих функций мы видим в электронных часах. Но в 18-ом веке все часы были основаны на чисто механических системах, и таковые новшества были неслыханными. Только Бреге, человек с огромным талантом и уникальным мировоззрением в отношении часового дела, мог изготовить такой инструмент. Неудивительно, что эта его работа стала монументом трудам мастеров 18-го века и 19-го веков.

Верх совершенства в мире часовых дел

Большую часть жизни Абрахам-Луи Бреге посвятил изобретению систем и механизмов для преодоления технических ограничений. Его труды и новшества используются и по сей день в сфере часовых дел. Вершины точности и логики, на которых были построены его творения, остаются уникальными. Часы Бреге, так и получившие особое название "брегеты", более и менее сложные, прославились точностью, надежностью, полезностью в гражданских и научных нуждах. Все изделия отмечались серийными номерами, и для предотвращения подделок были украшены очень малыми (даже невидимыми невооруженным глазом) выгравированными подписями самого мастера.

Эти работы были уникальны не только с технической точки зрения, но и отличались элегантностью дизайна, которая, видимо, и побудила неизвестного заказчика посвятить подарок Марии-Антуанетте. Часы Бреге поставлялись (и по сей день поставляются) во все дворы европейской (и не только) знати.

После похищения коллекции из музея в 1983-ем году, фирма Бреге решила с максимальной точностью воспроизвести уникальные карманные часы Марии-Антуанетты. На основе сохранившихся чертежей, и благодаря информации, находящейся в распоряжении Коллекции Саломонса, была изготовлена копия, проданная на аукционе за три миллиона долларов.

В 2008-ом году оригинал был найден, возвращен в коллекцию и в настоящее время представлен на экспозиции.


Единственный сохранивщийся экземпляр из 10 часов, участвовавших в конкурсе часов для Версальского дворца. Стеклянные трубочки в нижних фонтанах и лошадиных головах начинают вращаться, когда часы бьют, создавая полную иллюзию льющейся воды.



Часы-календарь

Астролябия и другие корабельные прибамбасы







Часы в восточном стиле, единственные, подходящие к тематике музея.

Да, кстати, на вопрос о том, что общего у коллекции часов и Ислама, Сверчок ответил, что абсолютно ничего, таково было пожелание дарительницы.

Он нам, кстати, рассказал, много интересного и о себе. Оказывается, по профессии он фотограф, много лет работал на археологических раскопках и даже был первым, кто спустился в туннель под Городом Давида, обнаруженном в 2004 году (благодаря своей экстремальной худобе).

Дальше мы пошли сами. Сейчас в музее проходит интерактивная выставка "Время". Ничего особенного, тем более по сравнению с предыдущей выставкой. забавно, но не более. Куча глупостей, основанных на скорости проигрывания фильмов и проигрыванию задом наперед, но девчонкам понравилось.







Ну, и кроме того, основная выставка, три этажа искусства и быта Ислама. Совсем не мое, но невозможно не восхититься изяществом и мастерством исполнения.















Короче, очень-очень рекомендую. А если случайно вы увидете на входе Мудрого Сверчка, умоляйте его провести вам экскурсию.
Tags: Иерусалим, выставки, музеи
Subscribe

  • Яффо

    На пасхальные каникулы я договорилась встретиться с подружками в яффском порту. Понимая, что найти место на стоянке порта в 11 часов утра в Холь…

  • Весеннего разнотравья маляка

    Акварель, А4

  • Рим, дождь

    По фото моей ФБ-чной френдессы, замечательного фотографа Nadin Fay. Акварель A4

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Яффо

    На пасхальные каникулы я договорилась встретиться с подружками в яффском порту. Понимая, что найти место на стоянке порта в 11 часов утра в Холь…

  • Весеннего разнотравья маляка

    Акварель, А4

  • Рим, дождь

    По фото моей ФБ-чной френдессы, замечательного фотографа Nadin Fay. Акварель A4